Что такое глиптика

Время на прочтение статьи = 16 минут

Глиптика – это древнее искусство, которое высоко ценится до сих пор. Под этим загадочным термином понимается резьба на камнях, на которых могут быть изображены люди, звери, цветы, а также написаны целые истории. Искусство резьбы по камню почитали короли, мастеров, которые умели это делать, высоко ценили и уважали. Произведения глиптики представлены в Эрмитаже, многие их них связаны с известными историческими событиями. Сегодня мы поговорим об истории искусства резьбы по камню – глиптике.

Что такое глиптика

Глиптика — искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях. Одно из наиболее древних искусств. Инталии — это геммы с углубленным изображением. Они известны еще в четвертом — третьем тысячелетиях до н. э. Они изготовлялись в Месопотамии и на островах Эгейского моря и отличаются таким исполнением, которое предполагает устойчивые и долгие традиции, уходящие в глубь веков.

Глиптика
Глиптика — искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях. Одно из наиболее древних искусств

Мастерством резьбы поражают уже египетские, шумерские, вавилонские, ассирийские геммы. Резные камни в виде фигурок зверей и людей, а также в виде печатей появились сначала в Месопотамии, а затем в Египте и других местах Средиземноморья, в Древнем Египте носили перстни с каменными печатками, главным образом в фоме особо почитавшегося египтянами жука скарабея, вырезавшегося чаще всего из лазурита. В музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва) можно увидеть образцы резных камней государств древнего Двуречья, возраст которых насчитывает от 2 до 5 тысяч лет. Это вырезанные на цилиндрических валиках из халцедона, яшмы или кварца фигурки людей, животных и различные тексты.

Особенно выделяются своей красотой и изысканностью исполнения резные камни Древней Греции и Италии. Здесь зародился специфический выразительный язык глиптики, который соединил в миниатюрных произведениях красоту чистейших тонов минералов и виртуозную резьбу. То точную и графически завершенную, то мягкую и трепетную.

До конца IУ века до н. з. древний мир знал лишь один вид гемм — инталии, дававшие на оттисках в мягкой глине или воске выпуклые зеркальные изображения. Только в зпоху эллинизма мастера глиптики, наряду с печатями-инталиями, начинают вырезать рельефные камеи. И если роскошные многоцветные камеи с их зффектным колоритом и пластикой являются памятниками своеобразной живописи в камне, то более скромные одноцветные инталии ближе к графическим рисункам.

Глиптика – искусство создания резных изображений на драгоценных камнях

Сегодня этим словом обозначается жанр художественной резьбы по самоцветному камню. В разные времена мастера, занятые глиптикой, отдавали предпочтение различным камням. Изобретение технологий прочного склеивания каменных пластин несколько облегчило труд художников-камнерезов. Однако высокопрофессиональные мастера своего дела отвергают идею использования самоцветной «фанеры» и предпочитают работать с натуральным камнем.

Самые ранние из дошедших до нас произведений глиптики датируются четвертым тысячелетием до нашей эры. Анималистические культы древних предполагали создание резных печатей с оттисками священных животных. Красный сердолик и прозрачный горный хрусталь, мозаично расцвеченные халцедон и серпентин, строгий гематит и восковой мягкости стеатит стали первыми материалами резных изображений.

Удивительным совершенством рисунков и форм поражают каменные валики, выполненные в технике глиптики мастерами Междуречья. Здесь искусство резьбы по камню развилось еще в ветхозаветные времена, и со временем переросло в более монументальные формы.  Древнеегипетская глиптика была подчинена строгим установлениям касательно традиций изображения фараонов и простых смертных. Боги и богоравные правители Египта – вот герои резных работ по драгоценному самоцветному камню египетской древности.

Развитие глиптики на Востоке (Китай, Индия) шло другим путем. Обрабатывая прочный нефрит, китайские мастера резьбы по драгоценному камню пошли путем создания скульптурной миниатюры. Овладение самыми потаенными секретами искусство дало им возможность создания тончайших узоров и деталей, имитирующих складки шелка.

Понадобилось немалое время и завоевание Поднебесной монголами, чтобы резная каллиграфия утвердилась на китайских печатях и драгоценных камнях, добываемых в Индии. Однако именно индийские камни дали толчок развитию глиптики в странах северного средиземноморья. Поход Александра Македонского на восток обеспечил приток первоклассного материала в Грецию.

Ярко-красные гранаты, прозрачные аметисты, добытые на далеком Цейлоне бериллы стали украшаться резными сюжетами и портретами. Правда, работа над твердым натуральным камнем отнимала у мастера долгие годы. Многие из природных минералов необычайно устойчивы к внешним воздействиям, и мастерам древности приходилось пускаться на всевозможные технологические ухищрения, дабы добиться совершенства.

Гемма – знак принадлежности

В античной культуре искусство глиптики усовершенствовалось до достижения портретного сходства и скульптурной выразительности вырезавшихся гемм. Изумительной красоты рельефы, изображающие прославленных деятелей, знаменитых властителей и, конечно же, состоятельных заказчиков, вырезались по яшме и ониксу.

Нередко тематикой глиптических изображений на геммах – округлых драгоценных камнях с рельефными картинами – служили мифологические сюжеты. Вот почему среди археологических находок античных гемм столь часты повторения.

Драматизм ежедневного посещения Прометея орлом, расклевывавшим печень прикованного титана; мужество Персея, отрубающего голову Горгоне; осознание Гераклом собственной незначительности при виде Атланта, удерживающего небесный свод, вдохновляли камнерезов далекого прошлого на создание проникновенных рельефных картин.

Сила традиций подкреплялась законами. Мастерам-резчикам печатей – а геммы по большей части использовались как печати для восковых и сургучных пломб – официально запрещалось повторять заказные работы. Однако копирование произведений признанных искусников – незаменимая школа для подрастающего поколения художников. Поэтому ученики постигали тонкости ремесла, повторяя успехи первопроходцев.

гемм
В античной культуре искусство глиптики усовершенствовалось до достижения портретного сходства и скульптурной выразительности вырезавшихся гемм

Техника резьбы по твердым минералам в древности отличалась крайней сложностью. Шлифованная поверхность будущей геммы увлажнялась, покрывалась измельченным абразивом, и художник, сугубо по памяти, при помощи деревянного стержня процарапывал контуры картины.

Меняя зернистость наждака, мастер добивался различий в качестве обрабатываемой поверхности. Таким способом удавалось передать металлический блеск оружия и доспехов, нежный глянец человеческой кожи, сложную фактуру земли.

Изобретение станков, сообщающих энергию вращения инструменту, расширило арсенал выразительных средств художников. Ушла в прошлое архаичная рельефная штриховка, с помощью которой мастера придавали динамики фигурам, изображенным в движении. Появилась возможность передачи полутонов, создания теней.

Благодаря техническим нововведениям резные картины обрели жизнеподобную рельефность. Совершенствование навыков работы с твердыми самоцветами увеличило число заказов. Расцвет античного искусства резьбы по камню пришелся на рубеж эпох. Среди работ, вызывающих неизменное восхищение у зрителей, до сих пор числятся скульптурные миниатюры, созданные в промежутке от пятого века до нашей эры до пятисотых годов нашей эры.

Как создаются произведения искусств

Для создания и тех и других гемм требовалось несложное оборудование: станок с приводом, набор резцов и обязательно абразивы, так как минералы употреблялись настолько твёрдые (агат, сердолик, гранаты, гематит, сардоникс ), что металлический инструмент не мог оставить на них даже царапин. Особая трудность резьбы инталий, помимо их миниатюрности, состояла в том, что мастер постоянно должен был иметь в виду обратное изображение.

Покрытую абразивным материалом, углублённую, как бы негативную, инталию было необходимо время от времени очищать и делать пробные оттиски. Создание гемм было очень долгим и кропотливым занятием. Но зато твёрдость и прочность минералов сделала геммы почти неподвластными времени. Дойдя через столетия до наших дней, они порой предстают перед нами такими, словно разрушительное время их совсем не коснулось.

Сюжеты античных гемм весьма разнообразны. В них так или иначе нашли отражение все стороны духовной и материальной жизни античного мира: религия и политика, литература и театр, извечные проблемы личных человеческих отношений и быта. Иногда миниатюрные изображения являются единственным источником знакомства с жизнью древнего мира. Особенно ценны в них воспроизведения навсегда утраченных шедевров греческой графики, живописи и пластики.

Изучение античного искусства даёт достаточно оснований с уверенностью полагать, что когда одна и та же тема многократно повторена в геммах так, что суть композиции оставлена без изменений, то — в основе лежит живописный оригинал или графический рисунок, утраченное ныне произведение станковой живописи. Так обстоит дело с эрмитажной камеей, где изображены два эрота, мучающих Психею в присутствии Диониса. Нередко и резчики гемм, и современные им поэты-эпиграммисты трактуют поразительно похожие темы, что также объясняется тем, что исходным посылом послужила одна и та же картина, идея которой позднее была по-разному воспроизведена и интерпретирована мастерами резца или слова.

История глиптики

Древнейшие известные произведения глиптики, созданные в Месопотамии, Передней Азии и Египте в 4-м тысячелетии до нашей эры, свидетельствуют о высоком уровне её развития. Это главным образом цилиндрические печати (инталии), оттиски которых дают развёрнутые многофигурные композиции. На древнейших печатях Шумера (начало 3-го тысячелетия до нашей эры) часто встречаются наивно-реалистические фигуры животных и людей, жанровые и мифологические сцены; изображения отличаются непринуждённостью композиции. Позднее изображения становятся статичными и условными, часто превращаясь в подобие геометрического узора.

В глиптике Аккада вновь усиливаются реалистические тенденции, композиция приобретает большую свободу и динамику. Традиции Аккада продолжают цилиндрические печати Ассирии, для которых характерны многообразие сюжетов (сцены охоты, войны и др.), тщательность отделки, тяготение к декоративной орнаментальности. С месопотамской глиптикой связаны геммы Урарту и государства Ахеменидов. Печати Египта обычно имели форму священного жука-скарабея из камня или фаянса: на нижней стороне печати вырезались иероглифические тексты или изображения мифологических персонажей.

Аккадская глиптика
Аккадская глиптика

Так, Плинием упомянута «Горгона» художника Тимомаха, «в которой видно, что искусство ему полностью подчинялось..». По-видимому, это изображение головы Медузы, по сведениям современников не отрывавшей взгляда от каждого, кто находился в помещении, где висела картина, повторяется в многочисленных сериях камей, начиная с 1 в. до н.э. Например, имена создателей эллинистических полотен “Празднество в честь Вакха» или «Спящий Гермафродит» неизвестны, но весьма вероятно, что мастера глиптики, создавая многочисленные камеи на эти сюжеты, использовали в качестве сюжетной первоосновы, брали за образец один и тот же живописный оригинал.

Искусство глиптики в зпоху архаики помимо материковой Греции процветало на островах Кипр, Самос, Хиос, Мелос, а также в ионийских городах западного побережья Малой Азии. Для грека архаической зпохи печать часто служила подписью или могла заменять её. Ею пользовались в быту и хозяйстве, опечатьтвая имущество, двери дома или кладовой с припасами, амфоры с вином и т.п. Известен закон Солона, строго запрещавший резчику гемм сохранять у себя копии изготовленных печатей, а профессия резчика по камню была весьма почётна.

Высшего расцвета античная глиптнка достигла в зпоху греческой классики (У-IУ вв. до н. э.), совместив в себе совершенство свободных композиций с глубокой человечностью образов, точность рисунка и красоту минералов.

Основная форма классических печатей — крупный скарабеоид с гладкой овальной спинкой. Часто встречаются так называемые псевдоскарабеи, в которых вместо жука оказываются рельефные изображения льва, сатира или сирены. Позднее геммы становятся крупнее, а композиции лаконичнее; постепенно исчезают архаическое штриховое обрамление, второстепенные фигуры и орнаменты. Любимый материал мастеров классики — разновидности кварца: полупрозрачный голубой сапфирин, традиционные яшмы, халцедоновые ониксы, сердолик, горный хрусталь.

Геммы, инталии, камеи

Античные резные камни – геммы не только прекрасны как произведения искусства, но и служат важным источником знаний о древнем мире и его культуре. На них изображены копии знаменитых в древности статуй и картин, оригиналы которых во многих случаях не сохранились. На геммах отражена многообразная жизнь античного общества: сцены охоты и войны, богатый и нищий, варвар и грек, атлет и актер. На них изображены домашние птицы и звери. Особый интерес вызывают портреты государственных деятелей, художников и писателей.

На печатях изображали и богов, но больше своих, тех, кого считали своими покровителями – Афродиту, Гермеса, Нику, Эрота. Изображения «государственных» богов – Зевса, Деметры, Аполлона и других встречаются редко.

В отличие от интальо, камеи были предметами роскоши и не имели никакого практического значения. При дворах эллинистических царей, которые отличались богатством и пышностью, начал зарождаться и развиваться новый, более сложный вид глиптики. К тому времени стала более совершенной и техника резьбы на твердом камне. В те времена камеи были главным образом принадлежностью женского туалета. Их вставляли в броши, медальоны, подвески, перстни, нанизывали в ожерелья.

Со многими геммами было связано немало суеверий. Особенно сильно это проявилось в произведениях глиптики последних веков Римской империи, когда язычеческая религия сменялась христианством. В это время резной камень становится амулетом.

В коллекции гемм Эрмитажа хранится резной сардоникс. На нем с одной стороны вырезана фигура летящего Персея, державшего в одной руке голову медузы, а в другой меч. На обратной стороне геммы вырезана надпись на греческом языке: «Беги подагра – Персей тебя преследует».

На Востоке геммы также играли важную роль в жизни людей. Так, в Иране при Сасанидах шах жаловал своему придворному при утверждении в любой должности военной, гражданской, жреческой – регалии будущей власти: шапку, пояс и перстень с печатью. Личная печать придворного была обязательной на деловых бумагах, письмах, приказах и распоряжениях.

резной сардоникс
В коллекции гемм Эрмитажа хранится резной сардоникс

На служебных печатях нередко вырезался портрет жреца или вельможи со всеми регалиями. Арабские и персидские историки любили подробно описывать перстни.

Считалось, что цветные камни и самоцветы, вставленные в них, обладали мистической силой и могли влиять на судьбы людей. Повреждение камня было дурным знаком.

Об исключительной важности перстня для просвещенного перса можно судить по отрывкам из произведения XI в. «Ноурузнаме» (Книга о Новом годе) приведенные в книге А.Я. Борисова и В.Г. Луконина «Сасанидские геммы». Л., изд. Гос. Эрмитажа, 1963 г.:»Перстень – украшение очень хорошее, и на пальце – подобающее.

Вельможи говорят: не человек тот, у которого нет перстня…» «Письмо вельможи без печати – от слабости разума и нечистых помыслов, а сокровищница без печати – от пренебрежения и неосторожности.

От античного мастера резьба на твердом камне требовала необычайного трудолюбия и искусства. При помощи ножа и бурава вручную вырезали печати в Древнем Египте, на Крите и Мессопотамии. С YI века до н. э. камень стали обрабатывать на станочке, который приводился в движение смычком. Агат, как и большинство минералов, применявшихся в глиптика, тверже стали, поэтому камень резали металлическим резцом с помощью абразива. В течение многих веков таким абразивом служил наждак с острова Наксос в Эгейском море. И только после похода Александра Македонского в Индию греки стали использовать алмазную пилу и алмазную пыль. Резать приходилось вслепую, не видя камня. Под непрозрачным слоем масла и алмазной пыли можно было упустить важную особенность в декоративности или строении камня. Увеличительного стекла тогда еще не знали. Но античные мастера создали, несмотря на огромные трудности и примитивную технику, прекрасные произведения.

Месяцы, а то и годы упорного труда резчик тратил на создание одной камеи.Исследователи глиптики говорят, что для изготовления большой камеи требовалось столько времени, сколько для постройки собора.

В средневековой Европе глиптика пришла в полный упадок. Новый подъем ее начался в эпоху Возрождения в Италии и вскоре распространился во всей Европе.

Период расцвета глиптики продолжался с середины XYIII до середины XIX века. В это время появилось множество любителей резного камня. Собиранием гемм занимались коронованные особы, аристократы, ученые, художники. Кто не мог купить себе геммы, коллекционировал слепки с них. Появление на рынке выдающихся гемм было важным событием.

Например, о покупке Екатериной II у вдовы немецкого художника Антона Рафаэля Менгса замечательной античной камеи говорили в Риме несколько лет. Гете, живя в Риме, также увлекся коллекционированием гемм. Уезжая в Германию, он приобрел коллекцию слепков с лучших античных гемм и говорил, что это самое ценное их всего, что можно увезти из Рима.

геммы
Огромный спрос на геммы привел к тому, что искусные резчики пользовались необычайной популярностью, независимо чувствовали себя даже среди коронованных особ

Огромный спрос на геммы привел к тому, что искусные резчики пользовались необычайной популярностью, независимо чувствовали себя даже среди коронованных особ. Характерно, например, поведение итальянского резчика начала XIX в. Бенедетто Петруччи во дворце великой герцогини Тосканской, сестры Наполеона I, которая заказала ему камею с изображением членов своей семьи.

Петруччи вызвали во Флоренцию ко двору герцогини. «Я, – писал он – застал герцогиню и ее маленькую дочку сидящими за столом за завтраком. Весь двор присутствовал при этом стоя. Как только герцогиня меня увидела, она наклонила голову в мою сторону, и один из камергеров сказал мне, что я могу начинать. Я не привык еще ко двору и потому взял стул, стоявший рядом с герцогиней, на котором лежал ее пудель. Не обращая на него никакого внимания, я перевернул стул и свалил собаку на пол. Несчастное животное, не привыкшее к такому обращению, начала лаять, после чего герцогиня метнула на меня взор, полный гнева, и по всему залу пробежал шепот. Но сделал вид, что ничего не понимаю, сел и принялся за портрет. Придворные – французы и итальянцы – обступили меня так тесно, что у меня почти не было возможности работать. В скором времени я придал воску некоторую форму, и маркиз Х, президент Академии и камергер, приближаясь к герцогине, сказал ей, что он в первый раз видит такое сходство. Она забыла обиду, нанесенную мной ее собаке, и милостиво пожелала видеть мою модель. Она засмеялась и спросила дам, действительно ли они находят сходство, и после утвердительного ответа сказала мне: » Приходите завтра – я дам вам еще один сеанс.

Я прикажу, чтобы вам дали помещение в моем дворце и чтобы у вас не было ни в чем недостатка». Петруччо сделал восковые модели, а затем вырезал портреты герцогини, ее дочери и мужа на камнях. После завершения он получил множество заказов на портреты от придворных, но герцогиня, желая Петруччи работал для нее, позволила вырезать только камею с изображением дочери испанского посла.

Источники:

  • http://mindraw.web.ru/mineral_gl.htm
  • http://knowledge.su/g/gliptika-
  • http://www.k2x2.info/nauchnaja_literatura_prochee/mir_samocvetov_i_dragocennyh_kamnei/p10.php
  • http://finesell.ru/interesnoe-o-kamnyah/gliptika.html

Добавить в закладки
Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА 0
Загрузка...
Добавить комментарий