Скань: особенности изготовления

Время на прочтение статьи = 25 минут

Скань — это вид ювелирной техники крученый из ювелирной проволоки. Существует несколько видов скани: ажурный и напаянный на металлический фон узор. Скань это очень древний вид искусства, корни ее идут еще с Киевской Руси. Скань часто дополняют зернью. Зернь это — мелкие металлические шариками, они вносят жизнь изделию. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью,соединения с гладким металлом и камнями.

Возникновение промысла

К художественным изделиям из металла относятся произведения декоративно-прикладного искусства, предназначенные для использования в быту и как украшения.Скань: особенности изготовления

Наиболее древние металлические художественные изделия, найденные на территории СССР, датируются II—I тысячелетиями до н. э.

Азербайджан — один из старейших центров древней культуры обработки металла. Археологические находки на территории Азербайджана свидетельствуют о распространении искусства обработки металла здесь ее в Ш—IIтысячелетии до н. э.

Ко II—I вв. до н. э. относится ювелирное искусство Казахстана, о чем свидетельствуют фигурки животных из металла и Другие изделия, найденные при раскопках в районе Усть-Каменогорска и других местах. Много золотых и серебряных украшений найдено в Берккаринском. могильнике и в Каргалинском кладе.

Литье, гравировка, чеканка и другие вещи художественной обработки металла в Армении уже достигли высокого уровня во II тысячелетии до н. э.

Скань: особенности изготовленияМастера серебряного дела селения Кубачи (Дагестан) в VI в. пользовались большой известностью, а селение Гоцатль (Дагестан) было центром медночеканного дела еще 300—500 лет назад. В конце XVII— начале XVIII в. получили известность изделия с черневым узором, украшения с вставками из поделочного камня и цветного стекла аварских мастеров. Во второй половине XIX в. в Гоцатле и близлежащих селениях широко распространились глубокая, сильно прочеканенная гравировка и четкий черневой узор.

В русском декоративном искусстве художественная обработка металла всегда занимала видное место. Во времена Киевской Руси мастера владели многими способами художественного литья, техникой сканно-эмальерного дела, золотой наводки, приемами выполнения черневого узора.

Большого расцвета художественная обработка металла достигла в XIV—XVII вв. Но наиболее широкое распространение в России обработка металла получила в конце XVIII— начале XIX в.

Скань: особенности изготовления

 Художественное эмалирование

С глубокой древности известен один из видов художественной обработки металла — художественное эмалирование. Возникло это искусство примерно в VIII—X вв. Летописи и сохранившиеся изделия говорят о существовании финифтяного производства на Руси в XII в. Техника цветных эмалей была заимствована из Византии, но русские мастера сумели придать искусству эмали национальные черты.

Финифти 

Со временем техника финифти видоизменялась и обогащалась. Вначале мастера использовали перегородчатую и выемчатую эмали, затем появляется техника, финифти по литью, гравировке и рельефу. Во время монголо-татарского нашествия техника перегородчатой эмали была утрачена. И в течение XIV—XV вв. финифть не играет важной роли в украшении предметов, а используется лишь как фон для металлических литых или чеканных изображений.Скань: особенности изготовления

Возрождение искусства финифти относится к XVI в., а расцвет его — к XVII в. В этот период используются многообразные технические приемы и расцветки. В середине XVII в. техника финифти обогащается еще одним приемом.— росписью особыми огнестойкими красками.

Производство изделий с расписной финифтью организуется одновременно в Москве и Сольвычегодске в 40-х годах XVII в., а в начале XVIII в. к ним добавляются новые центры — Петербург и Ростов Великий.

Финифтью украшали изделия бытового назначения (тарелки, блюда, ножи) и церковную утварь. Тематика изделий была церковной. К началу XIX в. на   изделиях появляется светский портрет. Значительных размеров финифтяное производство достигло в XIX в. в Ростове Великом. В середине и второй половине XIX в. на ростовскую финифть заметное влияние оказывает академизм. К концу XIX в. в связи с общей капитализацией промыслов угасают и промыслы росписи по эмали. Восстановление искусства художественного эмалирования начинается после Великой Октябрьской социалистической революции.

Скань: особенности изготовления

Древнее искусство черни по серебру и золоту

Древнее искусство черни по серебру и золоту возникло в X в. в Чернигове и получило дальнейшее развитие в XVI—XVII вв. Черневая миниатюра широко распространилась в XVIII в. в местных художественных центрах Севера и Сибири. Мастера заимствовали технику черневых узоров из книг и гравюр, вносили элементы народного искусства.

Особенно большую известность получило черневое искусство во второй половине XVIII в., когда оно сосредоточилось в Великом Устюге Вологодской области. В это время здесь сложился свой стиль оформления серебряных изделий чернью. Для великоустюжских изделий XVIII в., характерна очень темная черневая гравюра на слегка углубленном золотом канфаренном фоне. Черневое искусство Великого Устюга оказало большое влияние на развитие серебряного дела в Тобольске. Конец XVIII и первая половина XIX в. характеризуются постепенным сокращением производства серебрянных черневых изделий.

Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань— вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Скань: особенности изготовления

Филигрань —один из традиционных видов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется сканью, или филигранью.  Гладкая  проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная через вальцы   проволока становится плоской, в виде ленточки.

Предварительный рисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается и приклеивается контур будущего узора. Затем собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.

История

В Киевской Руси техника скани стала использоваться с 9-10 веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия 12-13 веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с 13 века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.

На 15-16 века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.

Скань: особенности изготовленияВ 18-19 веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр. С 19 века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.

В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности (изделия Красносельского ювелирного завода в Костромской области, Мстёрской художественной фабрики «Ювелир» (с 1937 года) во Владимирской области, Ереванского ювелирного завода и многих других). Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.

Художественная обработка металла — один из наиболее древних промыслов Эстонии. Кузнечное дело, имеющее первоначально утилитарный характер, переросло в декоративно-прикладное искусство. Изготовление украшений из металла достигло в XVII в. Подлинного расцвета. Фибулы и броши, служившие застежками Для одежды, дополнялись ожерельями и нагрудными цепями, руки Украшались перстнями и браслетами.Скань: особенности изготовления

В конце XVIII в. на Урале в Каслинском районе зародился промысел художественного литья из чугуна.

Скань: особенности изготовленияКаслинские мастера отливали поразительные по изяществу творения прикладной и художественной скульптуры, начиная с Узорчатых канделябров, кружевных блюд, миниатюрных копий коней Клодта, тех, что украшает Аничков мост в Ленинграде, и кончая ювелирными поделками, которые обычно выполняли из золота, платины, серебра. Они пользовались большим спросом на мировом рынке. В Париже литой чугунный каслинский портсигар имел ту же цену, что равный ему по массе серебряный.

В начале XIX в. на Урале (на бывшем Косотурском заводе) зарождается искусство украшения боевого оружия. В те времена клинки украшали не гравировкой, а главным образом рисовкой кистью с последующей вытравкой фона. Художники умело сочетали блестящую и матовую позолоту и синь с полированной сталью клинка создавая незаурядные произведения искусства. Тематикой узоров были изображения воинов, сцены быта, охоты, виды Урала. Во второй половине прошлого столетия в Златоусте началось изготовление бытовых вещей: гравюр, изображающих уральскую природу, кубков, письменных приборов, портсигаров, подносов и различных сувениров. К концу XIX в. основной техникой златоустовских изделий становится насечка золотой и серебряной нитью по синему фону. В это время златоустовская гравюра на металле достигает наивысшего расцвета.

С XVI в. известны промыслы по художественной обработке металла в Павлово-на-Оке. В начале XIX в. Павлово становится крупным центром металлообрабатывающей промышленности. Искусно украшенные гравировкой ружья, ножи, пистолеты и другие изделия (ножницы, замки) были известны не только у нас в стране, но и за рубежом.

С 40-х годов XIX в. декоративно-прикладное искусство переживает период упадка. Для него характерно механическое соединение форм и орнаментов.

Нового расцвета искусство художественной обработки металла достигло лишь после Великой Октябрьской социалистической революции. Советская власть объединила артели в заводы, фабрики, возродила многие художественные промыслы, дала им материальную поддержку. Были механизированы некоторые процессы, разработаны на основе старых традиций новые способы украшения изделий. Предприятия стали принимать активное участие в различных выставках, в том числе международных.

Материалы для производства

В производстве художественных изделий и сувениров применяют в основном цветные металлы — медь, алюминий, цинк, олово; из благородных металлов — серебро, реже — золото. Кроме того, цинк и олово используют для получения сплавов и припоев, а хром и золото — для улучшения внешнего вида изделий, защиты их от коррозии и истира­ния.

Находят также применение кадмий, ртуть, сурьма, висмут, мышьякСкань: особенности изготовления, кобальт, вольфрам, молибден, марганец. Их используют главным образом в виде небольших добавок к сплавам для изменения их свойств или в качестве покрытий. Из сплавов черных металлов используют чугун и сталь, из сплавов цветных металлов — чаще других мельхиор, нейзильбер, томпак, полутомпак, латунь, бронзу.

Скань: особенности изготовленияМедь — металл красноватого цвета. Обладает высокой вязкостью и пластичностью, в связи с чем применяется для изготовления изделий с очень сложным орнаментом (узором). Проволока из красной меди в отожженном состояний становится настолько мягкой и пластичной, что из нее без труда можно вить всевозможные шнуры и выгибать самые сложные элементы орнамента. Кроме того,она очень легко спаивается сканым серебряным припоем, хорошо серебрится и золотится. Эти свойства меди делают ее незаменимым материалом при производстве филигранных изделий.

Коэффициент линейного и объемного расширения меди при нагревании приблизительно такой же, как у горячих эмалей, в связи с чем при остывании эмаль хорошо держится на медном изделии, не трескается, не отскакивает. Благодаря этому мастера для производства эмалевых изделий предпочитают медь всем другим металлам.

 

Скань: особенности изготовленияАлюминий — металл серебристо-белого цвета с голубоватым оттенком, пластинчатый, хорошо прокатывается, штампуется, полируется, устойчив к коррозии. Эти свойства позволяют использовать алюминий для изготовления различных видов украшений с последующим их анодированием и окраской под золото или в другие цвета, а также многих сувениров — нагрудных знаков, брелоков, макетов и др.

 

Цинк — металл синевато-серого цвета с сильным металлическим блеском. Обладает высокой жидкотекучестью, что дает воз­можность использовать его для производства ажурных работ, а также для припоев.

Олово — металл серебристо-белого цвета, очень ковкий. Легко раскатывается в тончайшие листочки — оловянную фольгу, хорошо вытягивается в проволоку. Применяется в качестве припоя.

Хром — металл очень красивого серебристо-белого цвета с синеватым отливом. Характеризуется большой твердостью, стойкостью против действия влаги, щелочей, азотной кислоты, боль­шинства газов и органических кислот, а также большой сопротивляемостью механическому износу. В производстве художественных изделий, хром Используют  как  защитно-декоративное  покрытие.

Серебро — благородный металл белого цвета. Отличается красивым внешним видом, хорошим блеском и наивысшей отражательной способностью, высокой стойкостью к воздействию химических соединений и атмосферных влияний. Это позволяет применять его для покрытий (серебрения) изделий из неблагородных металлов. Серебро легко прокатывается в тонкие листы и вытягивается в тонкую проволоку, поэтому служит хорошим материалом для производства филигранных изделий. В чистом виде  его применяют для изготовления высокохудожественных эмалевых изделий, изделий, выполняемых чеканкой, гравировкой, или черневых серебряных изделий. Серебро — основной компонент в серебряных твердых ювелирных припоях, которыми спаивают серебряные, медные и другие изделия.

Золото — благородный металл желтого цвета с сильным блеском, мягкий, легкотягучий, ковкий, тяжелый. Оно обладает многими ценными свойствами: не соединяется с кислородом воздуха, не изменяется от действия сероводорода, устойчиво к большинству кислот и щелочей. Золото растворимо только в царской водке (смесь азотной и соляной кислот в соотношений 1:2 или 1:3), хлорной и бромной воде и растворе цианистого калия. В производстве золото применяют для золочения художественных изделий из неблагородных металлов.Скань: особенности изготовления

Чугун — сплав железа с углеродом, черного цвета, обладает высокими литейными свойствами. Используется для литых и ажурных работ.

Сталь — сплав железа с углеродом (до 2 %), содержащие примеси марганца, кремния, серы, фосфора, а иногда и дополнительные (легирующие) элементы: хром, никель, вольфрам и др. Она более пластична, чем чугун, очень твердая, устойчива к коррозии.

Томпак —сплав меди с цинком (10—12 %), меднокрасного цвета, пластичный, с высокой температурой плавления, хорошо поддается обработке в холодном состоянии.

Полутомпак — отличается от томпака большим содержание!» цинка (15—20%), по свойствам аналогичен томпаку, но светлее последнего.

Латунь — сплав меди с цинком (32—43%), желтого цвета. Обладает большой пластичностью, хорошо поддается горячей и холодной обработке давление.

Мельхиор — сплав меди с никелем (12—20%). Имеет серебристый, с чуть желтоватым оттенком, цвет. Отличается от сплавов меди с цинком более высокой температурой плавления. Применяется для получения филигранных изделий или для изготовления столовых. приборов, с покрытием серебром (до 24 мкм).

Нейзильбер — сплав меди с никелем (15 %) и цинком (20 %), красивого серебристого цвета. Используется так же, как мельхиор.

Бронза — сплав меди с оловом (от 2 до 11%) с добавкой цинка и свинца. Имеет красивый светло-желтый цвет. Обладает высокой температурой плавления, хорошими литейными свойствами. Применяется при изготовлении скульптур малых форм и сувенирных медалей.

Производство изделий

Производство художественных изделий из металла включает операции по формованию, обработке изде­лий и отделке поверхности. Формование изделий производят разными способами — литьем, давлением, дифовкой, ковкой, гнутьем, штамповкой, резанием и др.

Скань: особенности изготовленияЛитье — формование изделий из расплавленного металла. Существует несколько способов художественного литья: отливка изделий в одно- или двухстороннюю земляную форму с примене­нием опок по выплавляемым моделям; в кокиль (металлическую разъемную форму); в цельные земляные формы, получаемые путем заформования и последующей выплавки восковых моделей (при­меняется при отливке уникальных изделий сложной конфигура­ции); в оболочковые формы, когда поверхность изделий пред­варительно покрывается силикатной оболочкой, обеспечивающей чистоту отливки (прецизионное литье), и т. д. Литье применяют при изготовлении художественных изделий из чугуна, бронзы алюминиевого сплава (силумина) и цинковых сплавов.

Давлением изготовляют художественные изделия из сплавов меди и других металлов. Различают следующие разновидности давления: прокатку, волочение, ковку, штамповку и вытяжку. Прокатку (пропускание между вращающимися валами) используют для получения профильных изделий. Волочение заключается в протягивании круглых прутьев или толстой проволоки (катанки) через глазки волочильных досок. При многократном протягивании через глазки разного диаметра получается тонкая проволока.

Скань: особенности изготовленияКовка — пластическая обработка металла путем плющения ударами молотка, прессом, изгибания, скручивания, рубки и т. д. Художественная ковка — один из древнейших способов обработки металлов. Существуют два вида ковки: горячая — с предваритель­ным нагреванием заготовки и холодная — без нагревания.

 

 

Гнутье — упрощенная разновидность ковки. Выполняется склепыванием или свариванием гнутых элементов заготовки.Скань: особенности изготовления

Дифовка (выколотка) — древний прием холодной обработки листового металла толщиной не более 2 мм. Производится ударами молотка непосредственно по металлу, в результате чего он тянется, изгибается и приобретает нужную форму.

Штамповкой листового металла вырубают детали изделий, пробивают отверстия.

Резание применяют при изготовлении деталей изделия, придании им необходимой формы, подготовке к соединению и т. д. Резание осуществляют распиливанием или снятием струж­ки при опиловке напильником, строганием, сверлением, нарезанием резьбы и др.

Скань: особенности изготовленияГальванопластика — тиражирование художественных изделий электролитическим путем, т. е. посредством наращивания металла в формы (гипсовые, восковые, графитовые), подвешиваемые в растворе электролита и находящиеся под воздействием электрического тока. При обработке художественных изделий гальванопластикой используют чистую медь, цинк, серебро.

Чеканка может служить самостоятельным способом изготовления и украшения художественных изделий.

Филигрань (скань — от греческого слова, означающего сучить, свивать) — один из интереснейших и древних способов изготовления художественных изделий. Материалом для филигранных изделий служит витая или гладкая, иногда уплощенная вальцовкой проволока из меди, серебра, реже золота. Из прово­локи выгибаются отдельные мелкие детали узоров будущих изделий. Элементы сканого узора соединяются пайкой. Процесс производства филигранных художественных изделий очень трудо­емок.Скань: особенности изготовления

Из мельчайших отрезков витой проволоки набирают на металлической пластинке специальными щипчиками рисунок и посыпают его измельченным в порошок сплавом. Затем изделие нагревают до температуры, необходимой для скрепления сплавом его элементов. Скань может быть ажурной или накладной.

Ажурная филигрань — самостоятельный способ получения различных ху­дожественных предметов: фруктовых ваз, конфетниц, сахарниц, подстаканников, брошей и т. д. Получают ажурную филигрань спайкой отдельных элементов узора, как было описано выше. Иногда отдельным деталям ажурного сканого узора придается рельефность путем выколотки. Накладная филигрань — способ от­делки художественных изделий из металла.

Обработка художественных изделий из металлов включает несколько операций: галтовку — механическую очистку поверхности во вращающихся барабанах с опилками и абразивными материалами; крацовку — обработку поверхности вращающимися металлическими щетками для получения шелковистой фактуры изделия (применяется и как промежуточная операция перед нанесением гальванопокрытий); шлифование абразивными кругами и пастами или шкуркой (вручную или машинным способом); термическую обработку — закалку (для повышения твердости), отпуск и отжиг (для придания мягкости и пластичности).

Отделку художественных изделий из металла производят для повышения их эстетических свойств и защиты от коррозии, а также для большей декоративности (шлифовка с последующей полировкой, азотирование, анодирование, воронение, хромирование, меднение, серебрение, золочение, окраска с лакированием).

Филигрань (по-русски — сканьанглfiligree) — это ажурный или напаянный на металл узор из проволоки. А заодно — ложечка и подстаканник в буфете многих почтенных семейств. Слово «филигрань» показывает суть изготовления: латинское filum — «нить» и granum — «зерно», а русское «скань» — от древнерусского «скать»(свивать, ссучивать). Чаще всего филигрань – из серебра, но сканные узоры делают и из золота и других металлов. Серебро и золото очень мягкие, их просто вытянуть в очень тонкие проволочки. Проволока для сканного узора (серебряная, реже — золотая) бывает гладкой или свитой в веревочки и спирали. Филигрань знали во всём древнем мире (Крит, Египет, Троя, Греция VI-IV вв. до н.э.). Это одна из базовых, «исконных» ювелирных техник.

Виды ювелирной филиграни

Скань: особенности изготовленияФилигрань бывает напайнаяажурная и объёмная. В напайной филиграни проволоку и зернь напаивают прямо на листовой металл. Если фон оставляют, это фоновая или «глухая» филигрань. Когда после пайки фон удаляют (просечкой или выпиливанием), то это — просечная или выпильная филигрань. В рельефной филиграни по чеканке узор напаивают на чеканный рельеф. В ажурнойфилиграни металлической основы нет: проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь крепят прямо на металлическое кружево. Если «кружево» плоское, то это — плоская ажурная филигрань. Если кружево спаивается в двух измерениях и является объёмным (трехмерный рельеф или горельеф), то это — скульптурно-рельефная ажурная филигрань.

Именно ажурную (сквозную, без фона) в иностранных источниках иногда именуют «Русской филигранью» (Russian filigree). Объёмная филигрань — кубки, вазы, подносы, ларцы и строения, и даже существа — птицы, звери. Её создают по частям, а затем монтируют в единую композицию. В ювелирных украшениях используют и плоскую (рамочные подвески), и ажурно-объёмную (полусферические сложно-составные броши и gерстни, звеньевые и «цельные» браслеты), и скульптурную/

 Как делают украшения из скани?

Элементы филигранного узора — это веревочка, шнур, плетение, елочка, дорожка, гладь и так далее. В сущности, это кружевная аппликация из металлической нити. Часто филигрань сочетают с зернью(англ. granulation) — мелкие шарики, которые напаивают в подготовленные ячейки (углубления). Зернь придаёт филиграни особо нарядный, изысканный вид. Материалами для изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.

Филигрань из серебра и не только- технология изготовления

Скань: особенности изготовленияМастер-сканщик (работавший в царских или монастырских мастерских) трудился по всей «цепочке» процесса, от замысла до завершения изделия. На современных ювелирных производствах, конечно, давно применяется разделение труда, но сама технология создания украшений из филиграни изменилась мало. Как же выглядит технология производства филиграни? В целом, чтобы «набрать скань», сначала нужно выгнуть детали рисунка, а затем установить, подогнать, приклеить их на место. Удобнее заготовить все элементы рисунка, и уже потом закреплять их на местах.

Элементы филигранного узора гнут с помощью пинцета — корнцанга. Концы его заострены и захватывают самые тонкие «сканинки». Изогнутые детали будущей скани раскладывают на бумаге с уже нанесённым рисунком узора и набор проводят так же, как и на листовой металл (в случае фоновой скани).

«Архи-важна» плотность набора -«завитки» спаиваются лишь между собой, фон им «не помощник». При неплотном наборе ажурная скань «сыпется», что означает вторичную вставку и пайку. При пайке бумага с нанесённым рисунком узора сгорает, а завитки спаиваются между собой, образуя прочное узорное кружево. Заключительный этап технологии изготовления филиграни включает посеребрение изделия анодным серебром 999,9. Состаривание проводят оксидированием.

Как «закалялась» скань? История расцвета филиграни

Скань: особенности изготовления

В XVII веке спрос на сканные ювелирные изделия растёт. В XVIII веке создают серьёзные сканные изделия, наряду с камнями применяют хрусталь, перламутр. Не забыты и маленькие радости — вазочки, солонки, шкатулки. С девятнадцатого века филигрань стала фабричным товаром. Технология оттачивается, расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая витражная — ажурная филигрань с прозрачной эмалью. Пережив упадок в начале ХХ века, с середины века ювелирная техника филиграни снова обрела силу. В 1937 году работы мастеров из села Красное-на-Волге («Красносельский кустарь», под Костромой) показали на всемирной выставке в Париже, где она взяла золото за филигранные броши, шкатулки и другие аксессуары, а в 1939 году — в Нью-Йорке. Филигранью занялись и в селе Казачково (Вачский район Нижегородской области).

Казаковская филигрань – современное производство

Сегодня «Казаковское предприятие художественных изделий» (КПХИ) — серьёзный «филигранный» бренд (сайт кпхи.рф), специализирующийся именно на изделиях в этой технике. Украшения бренда КПХИ обычно изготовлены из посеребренного сплава.

Скань: особенности изготовленияЧто отличает Казаковскую филигрань? Компонуя узор, мастер следит за гармонией его отдельных частей, за красотой линий крупных и мельчайших элементов. Работает художник и над рисунком просветов: это крайне важно в построении узора. Шарм казаковских изделий в их сквозной ажурности, — филигрань как самоцель. Сайт КПХИ раскинул филигранную паутину сильнейшего соблазна.

Приманки разнообразны: сканная посуда — разумным хозяйкам; хипстерам — филигранные флэшки; барствующему начальству — наборы для потребления алкоголя и табака. Не забыты и женские украшения — они эффектны и элегантны одновременно. Украшения «Славянка»сочетают верность стилю с оригинальностью и чистотой отделки. Отсутствие вставок смягчает цену.

Филигрань от «Кубачей»

Кубачинские ювелиры (kubachi.su), наряду с традиционно знаменитой дагестанской техникой чернения, чеканки и гравировки, также производят невероятной красоты филигранные изделия.

Где можно купить настоящие филигранные украшения?

К сожалению, найти истинную скань не так уж просто. Далеко не все ювелирные предприятия (и КПХИ – типичный пример) сообщают на своих сайтах названия розничных сетей, с которыми сотрудничают по реализации продукции. В итоге, вы можете совершенно случайно «набрести» на сканные изделия, просто зайдя в обычный ювелирный магазин около дома – с тем же успехом, как и не набрести вовсе, обойдя с десяток магазинов.

Скань: особенности изготовленияОдин из более надёжных на сегодняшний день способов – это посещать ювелирные выставки, которые регулярно проходят в Москве и других крупных городах (календари ювелирных выставок). Там бывают представлены все более-менее серьёзные ювелирные компании из разных частей страны, изготовляющие украшения в самых разнообразных техниках. И можно встретить даже тех производителей, которые вообще не торгуют через магазины, чей ассортимент можно увидеть исключительно на выставках.

Филигранные изделия производства разных стран (в том числе восточных — Непал, Тайланд) можно также при желании попробовать поискать в интернет-магазинах, а также на сайтах частных ювелиров, сайтах для коллекционеров, либо иностранных магазинах или хенд-мейд ресурсах вроде etsy.com. На последних можно встретить красивые антикварные экземпляры.

По мере нахождения производителей и торговых сетей, предлагающих настоящую филигрань, мы будем добавлять их в наши Каталог производителей и Каталог продавцов, где вы сможете их найти, задав параметры поиска.

Изделия с «элементами филиграни» против «истинной филиграни»

В ювелирных изделиях почти всегда есть элементы скани: россыпь шариков зерни, шнур или верёвочка из металла вокруг вставки с камнем или жемчугом. Порой сканные завитки и зернь напаивают на литые или штампованные части украшения. С одной стороны, это уже не вполне скань и не чисто ручная работа. Но такая «комби-скань» зачастую прочнее, дешевле и доступней своей благородной «кузины» — чистой филиграни ручного производства.

Баланс эстетики и практицизма даст покупателю нужный вектор. Скажем, прочность ушной мочки не безгранична. А ваша цель – объёмные серьги или подвеска. В ажурной ручной филиграни соотношение габаритов к массе наиболее гуманно, может, это вам «на руку» (на уши). Браслеты и кольца, возможно, потребуют большей прочности, и тогда «смешанная» скань покажется «крепче» филиграни. Главное, как и всегда – понимать разницу между истинной сканью и ее имитацией, сознательно отдавая деньги за то или иное изделие.

Для сравнения: слева — кольцо с «элементами филиграни», справа — филигранный браслетСкань: особенности изготовленияСкань: особенности изготовления

Как носить филигранные украшения: наши рекомендации

К ношению скани нужен подход: её «кружево» требует контрастного фона, стилевого единства с одеждой. Светлая филигрань роскошно выглядит на смуглой коже, чётко смотрится на фоне тёмных волос, с ней сочетается тёмный маникюр. Чернёная скань особенно эффектна на бледной коже, — или с одеждой пастельной гаммы. Словом, любой контраст, — цветовой, графический или фактурный (имеем в виду гладкие ткани: сатин, атлас и т.д.), «раскроет» филигранное изделие. И если всё учтено, то знайте: надев филигрань, вы не потеряетесь в толпе.

Источники:

  • https://juvelirum.ru/tehniki-obrabotki-yuvelirnyh-izdelij/skan-filigran-redkaya-tehnika-tonchajshih-uzorov/
  • https://finifty.ru/skan-filigran-finift

Добавить в закладки
Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА 0
Загрузка...
Добавить комментарий